Тренинги личностного роста

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ГУ-ВШЭ, магистерская программа "Исследование, консультирование и психотерапия личности"

20 ноября 2009 года с 14.00 до 16.00 на сайте журнала PSYCHOLOGIES пройдет онлайн-конференция эксперта журнала, директора ТРИАЛОГа, д.психол.н., проф. А.Б.Орлова на тему "Любить по-настоящему - почему это так сложно?". Если Вы хотите принять участие в обсуждении, присылайте вопросы эксперту с помощью специальной формы на сайте журнала PSYCHOLOGIES.



Яндекс цитирования




Тренинг личностного роста - особый вид групповой психологической работы, фокусирующейся не столько на групповом процессе как таковом и не на процессе развития навыков межличностных взаимодействий, сколько на личностном росте участников тренинга. Основные параметры межличностных взаимодействий в тренинге личностного роста: концентрация на чувствах и переживаниях, осознание самого себя, чувство ответственности, самораскрытие, фокусировка на происходящем "здесь и теперь". Тренинг личностного роста в его современном виде возник на основе групповой психотерапевтической практики и концепции основной встречи (Basic Encounter), разработанной в 60-е годы К.Роджерсом. Концепция основной встречи базируется на вере в возможность позитивного конструктивного личностного роста в атмосфере безоценочного позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности. Тренинг личностного роста - форма групповой работы в целях стимулирования процессов личностного роста. Количество участников группы встреч варьирует от нескольких человек до нескольких сот человек. Вариантами тренинга личностного роста являются т.н. группы "встреч", группы "Диабазис", группы "марафона", группы "Анонимных алкоголиков" и группы "обнажения".

В ходе тренинга ведущий (фасилитатор) проявляет эмпатию (сочувствие) по отношению к переживаниям членов группы, не использует оценочных суждений, практикует самораскрытие, что способствует постепенному возникновению атмосферы доверия. Создание и развитие данной атмосферы в группе способствует свободе исследования, осознания и выражения членами группы личностно значимых фрагментов своего индивидуального опыта, своих мыслей и чувств. Отсутствуют, как правило, запланированные процедуры и упражнения, использующиеся в других (центрированных на лидере) видах групповой психологической работы для того, чтобы структурировать процессы групповой динамики, преодолеть сопротивление участников раскрытию личностных установок и включить в групповой процесс всех членов группы. Полноценное самораскрытие в взаимоотношениях членов группы, возможно только после того, как группа приобретет определенный опыт и пройдет через основные этапы группового процесса: знакомство участников группы; ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры; первые попытки самораскрытия и личностное сопротивление этому; описание прошлых, более безопасных событий и чувств; открытое выражение негативных переживаний; выражение любых переживаний, возникающих "здесь и теперь"; попытки исследования личностно значимых тем и проявления самопринятия; основная встреча.

Основной акцент в тренинге личностного роста делается на самоисследовании участников группы, поиске ими аутентичности, на искренности и открытости в выражении чувств и переживаний, благодаря чему постепенно складывается атмосфера принятия и самопринятия в общении, которая воспринимается участниками группового процесса как теплая, поддерживающая и личностно безопасная. Все это помогает участникам групповой работы углубляться в собственный опыт, исследовать как позитивные так и негативные его стороны, осознавать и принимать их.

Опыт внеролевого общения ведет к нарушению конвенциональных коммуникативных стереотипов и, следовательно, - к более непредвзятому и непосредственному восприятию, более глубокому и неискаженному пониманию членами группы самих себя. Перенос навыков и ценностей внеролевого общения, полученных в ходе тренинговых занятий, в сферу каждодневных коммуникаций является одним из внутренних психологических ресурсов человека, его общей психологической культуры, эффекты которой проявляются прежде всего в обращении человека к новым сторонам личности его партнеров по общению, к новым способам и средствам самовыражения и рефлексии.

Типичные эффекты тренинга личностного роста:

• расширение сферы осознания человеком самого себя;
• появление тенденции уделять своим отношениям с другими людьми столько же внимания, сколько содержанию общения;
• возникновение стремления принимать нестандартные, творческие идеи партнеров по общению, а не реагировать на эти идеи как на угрозу;
• конструктивные решения межличностных разногласий и проблем;
• повышение самооценки; усиление чувств эмпатии и близости по отношению к другим людям и окружающему миру в целом;
• изменения общения наблюдаются как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений с близкими людьми - супругами, родителями, детьми, друзьями.

Тренинг личностного роста часто используется как средство при решении различных коммуникативных проблем, связанных с преодолением межкультурных (расовых, этнических, политических, межпоколенных, профессиональных) конфликтов. Вместе с тем главная задача тренинга личностного роста состоит не в том, чтобы помочь человеку выжить в социуме и адаптироваться к нему, а в том, чтобы способствовать самоактуализации человека, созданию условий для преодоления им отстраненности и отчужденности от самого себя.

© Copyright 2009. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.
Web design - AlPite.com